Как часто менять тормозную жидкость и как это делать

Тормозная система — одна из ключевых составляющих безопасности вашего автомобиля. От её исправной работы зависит не только комфорт вождения, но и ваша жизнь.

Расскажем, что такое тормозная жидкость, какие виды существуют, зачем и как часто её нужно менять, а также как это сделать правильно.

Что такое тормозная жидкость?

Тормозная жидкость — это специальный состав, который заполняет гидравлическую систему тормозов автомобиля. При нажатии на педаль тормоза водитель активирует поршень главного тормозного цилиндра, который создает давление в системе. Это давление передается через тормозную жидкость к тормозным механизмам на колесах, заставляя колодки прижиматься к дискам или барабанам и замедлять движение автомобиля.

Главные требования к тормозной жидкости — стабильность в широком диапазоне температур. Она не должна закипать при высоких температурах, возникающих при интенсивном торможении, и не должна замерзать в сильные морозы.

Виды тормозной жидкости

Существует несколько типов тормозных жидкостей, и выбор зависит от конструкции тормозной системы вашего автомобиля:

  1. Гликолевые жидкости (DOT3, DOT4): Основываются на полиэтиленгликолях и эфирах борной кислоты. Они широко распространены в современных автомобилях. Однако гликолевые жидкости гигроскопичны — они впитывают влагу из воздуха, что со временем снижает их температуру кипения и может привести к коррозии внутренних элементов системы.
  2. Силиконовые жидкости (DOT5): Изготовлены на основе кремнийорганических соединений. Они не впитывают влагу и имеют высокую температуру кипения, но не подходят для автомобилей с ABS и другими электронными системами стабилизации.

Важно: Никогда не смешивайте разные типы тормозных жидкостей. Это может привести к отказу тормозной системы. Всегда используйте жидкость, рекомендованную производителем вашего автомобиля. Информацию о подходящем типе можно найти в руководстве по эксплуатации или на официальном сайте производителя.

Зачем менять тормозную жидкость?

Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства:

  • Поглощение влаги: Гликолевые жидкости впитывают влагу из воздуха, что снижает температуру их кипения и может привести к образованию паровых пробок при интенсивном торможении.
  • Коррозия: Накопленная влага способствует коррозии металлических компонентов тормозной системы, таких как трубки и цилиндры.
  • Загрязнения: Частицы износа и продукты распада жидкости могут загрязнять систему, ухудшая её эффективность.

Алексей Воскресенский, автомобильный инженер и эксперт UNITED MOTORS PRO, отмечает: “Снижение температуры кипения тормозной жидкости из-за влаги может быть опасным, особенно в условиях высоких нагрузок на тормоза. Кроме того, влага вызывает коррозию внутренних деталей тормозной системы.”

Как часто менять тормозную жидкость?

Рекомендуемый интервал замены тормозной жидкости зависит от марки и модели автомобиля, а также от условий эксплуатации. Обычно производители советуют менять её каждые 2 года или каждые 30–50 тысяч километров пробега.

Ирина Франк, управляющий директор компании FRANK AUTO, советует: “В большинстве случаев рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 1–2 года или после пробега 30–50 тысяч километров.”

Проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости регулярно. Если заметили, что жидкость потемнела или в системе появились воздушные пробки, это сигнал к незамедлительной замене.

Как проверить состояние тормозной жидкости?

Есть несколько способов определить, пора ли менять тормозную жидкость:

  • Визуальный осмотр: Свежая жидкость прозрачная с легким желтоватым оттенком. Если она стала темно-желтой, коричневой или черной, её следует заменить.
  • Использование тестера: Специальные тестеры измеряют содержание влаги в жидкости. Достаточно опустить прибор в бачок и посмотреть на индикаторы.
  • Проверка температуры кипения: В сервисных центрах могут измерить температуру кипения жидкости. Если она ниже допустимого значения, нужна замена.

Как заменить тормозную жидкость самостоятельно?

Внимание: Если ваш автомобиль оснащен ABS, ESP или другими электронными системами помощи, замену тормозной жидкости лучше доверить профессионалам. Неправильные действия могут повредить дорогостоящие компоненты системы.

Для автомобилей без сложных электронных систем процедура выглядит следующим образом:

Необходимые инструменты:

  • Шприц или груша для откачки жидкости.
  • Прозрачный шланг подходящего диаметра.
  • Емкость для сбора отработанной жидкости.
  • Новый запас тормозной жидкости рекомендованного типа.
  • Ключи для откручивания штуцеров и колесных болтов.
  • Помощник для нажатия на педаль тормоза.

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовка: Установите автомобиль на ровной поверхности и заглушите двигатель. Снимите колеса для удобства доступа к тормозным механизмам.
  2. Откачка старой жидкости из бачка: Откройте капот и открутите крышку бачка тормозной жидкости. С помощью шприца удалите старую жидкость из бачка.
  3. Заливка новой жидкости: Наполните бачок свежей тормозной жидкостью до максимального уровня.
  4. Прокачка системы:
    • Начинайте с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса (обычно заднее правое).
    • Наденьте шланг на штуцер выпуска воздуха на тормозном суппорте, другой конец поместите в емкость для сбора жидкости.
    • Попросите помощника несколько раз плавно нажать на педаль тормоза и удерживать её нажатой.
    • Открутите штуцер на пол-оборота. Старая жидкость с воздухом начнет вытекать в емкость.
    • Когда поток жидкости станет чистым и без пузырьков, закрутите штуцер.
    • Повторите процедуру для каждого колеса в порядке: заднее правое, заднее левое, переднее правое, переднее левое.
  5. Контроль уровня жидкости: Постоянно следите за уровнем жидкости в бачке и подливайте по мере необходимости, чтобы избежать попадания воздуха в систему.
  6. Завершение: После прокачки всех колес убедитесь, что уровень жидкости в норме, установите колеса на место и опустите автомобиль.
  7. Проверка: Нажмите на педаль тормоза несколько раз. Она должна быть тугой и не проваливаться. Проверьте работу тормозов на небольшой скорости в безопасном месте.

Ирина Франк напоминает: “После замены жидкости важно убедиться в исправной работе тормозной системы. Педаль должна реагировать четко, без провалов.”

Утилизация отработанной жидкости

Старая тормозная жидкость является опасным химическим отходом. Не сливайте её в канализацию и не выбрасывайте с обычным мусором. Отнесите её в специализированные пункты приема или автосервис для правильной утилизации.

Регулярная замена тормозной жидкости — залог надежной и безопасной работы тормозной системы. Соблюдайте рекомендации производителя, следите за состоянием жидкости и не пренебрегайте обслуживанием. Помните, что ваша безопасность на дороге зависит от исправности автомобиля.

Розкажи корисну інформацію у соцмережах